Око церковное — литургическая библиотека

Димитрий Урушев

ВСКУЮ ШАТАШАСЯ ЯЗЫЦЫ?

Весь мир в горячке ажиотажа — наступает третье тысячелетие! Радио, телевиденье, газеты и журналы заняты нетерпеливым подсчетом, ну сколько же дней осталось до желанного 2000 года?! Кто-то связывает с этим годом свои надежды, кто-то — тревоги. Всевозможные еретики хотят широко отметить 2000-летие «рождества Христова», оккультисты ждут наступления «эры Водолея», «эры третьего Завета», а сектанты — конца света: Hо мало кто из ныне живущих на земле знает, что третье тысячелетие началось уже восемь лет назад — 1 сентября 7500 года от сотворения мира (14 сентября 1991 г. «нашей эры»), а 2000-летие Рожества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа надо было праздновать 25 декабря 7500 года (7 января 1992)! Ведь именно тогда Святая Православная Церковь вспоминала эти знаменательные даты: Откуда же взялась в гражданском календаре эта нелепость — ожидать 2000  год спустя восемь лет?

Дело в том, что дата Рожества Христова, легшая в основу западного календаря, а затем и российского гражданского, была неверно вычислена в 525  г. римским монахом Дионисием Малым, скифом по происхождению, служившим папским архивариусом и переводчиком. Дионисий видел, что почти в каждой провинции Римской империи существовал свой традиционный календарь, что крайне затрудняло гражданское и церковное управление в стране, а кроме того разные церковные историки указывали различные даты Рожества Христова, не совпадавшие друг с другом. Дионисий знал также с какими усилиями высчитывалась в древней Церкви пасхалия, составление которой являлось обязанностью александрийского патриарха: Александрийские архиереи составляли таблицы Пасхи на 95 лет(малый пасхальный круг) и рассылали их всем поместным церквам, причем для календарных расчетов использовалась так называемая «диоклетианова эра», которая велась от 29 августа 284 г. — года прихода к власти римского императора Гая Валерия Аврелия Диоклетиана. Дионисий же полагал, что христианам не следует вести свое летоисчисление от воцарения императора, который столь жестоко преследовал Церковь, и поэтому поставил перед собой задачу высчитать дату Рожества Христова для создания нового календаря. Тут любопытноотметить, что современные африканские монофизиты (копты и эфиопы) до сих пор не перешли на летоисчисление «от Рожества Христова», а пользуются именно эрой Диоклетиана...

Hемного утрудимся математическими подсчетами и проследим за ходом мысли ученого монаха: Вначале Дионисий решил вычислить дату первой Пасхи — Воскресения Христова. Согласно древнему преданию, зафиксированному у церковного историка Лактанция (4 в.), Спаситель был распят 23 марта и воскрес 25 марта. Фирмиан Цецилий Луций Лактанций писал, что «Господь наш Исус Христос был распят иудеями за десять дней до апрельских календ» (Лактанций. О смертях преследователей.СПб., 1998, с. 114—115). Десять дней до апрельских календ, то есть до 1 апреля — это 23 марта, а значит, Спаситель воскрес 25 марта... Ближайшим к Дионисию годом, в котором Пасха снова приходилась на 25 марта, был 279 г. эры Диоклетиана (563 г. «нашей эры»). В ту эпоху христианскими учеными уже был высчитан так называемый «великий пасхальный индиктон», то есть последовательность празднования Пасхи на 532 года. После прошествия каждых 532-х лет эта последовательность начинается снова и полностью повторяется. С помощью великого индиктона римский инок смог вычислить, что первая Пасха, пришедшаяся на 25 марта, состоялась 532 года назад от 279 года Диоклетиана — в 31 г. «нашей эры». Прибавив к числу 532 еще 31 год (таким Дионисий предполагал возраст Христа) и отсчитав от 279 года Диоклетиана эти 563 года назад, Дионисий установил, что 279 г. эры Диоклетиана соответствует 563 г. от Рожества Христова, то есть, получил современную дату Рожества, принятую сперва в Риме, а затем, благодаря авторитету Римской церкви, во всем «цивилизованном» мире.

Однако дата эта оказалась ошибочной, как минимум по двум причинам. Во-первых, согласно общепринятому церковному Преданию, Господь наш Исус Христос изволил пожить на земле с людьми не 31, а 33 года. Во-вторых, в 31 г. еврейская пасха, которая отмечается в первое полнолуние весеннего месяца нисана (Исх. 12, 28, Лев. 23, 5 и Числ. 28, 16), выпадала не на субботу 24 марта (Ин. 19, 31), как следовало бы ожидать, а на 27 марта (вторник). Соответственно, по расчетам Дионисия получалось, что Спаситель наш, вопреки Евангелию, восстал от гроба за два дня до пасхи, а не на следующий после нее день!..

Убедившись в ошибочности и надуманности общепринятой даты Рожества Христова, можно задаться вопросом, а откуда же взялась дата пришествия в мир Господа принятая Святой Церковью — 5500 год от сотворения мира?

Православные христиане убеждены, что «родися Господь наш Исус Христос от Пресвятыя Девы Марии непреложно, непостижно и несказанно: в лето от создания мира 5500, индикта 10, круга солнцу 12, луны 9, в среду» (Святцы патpиаpха Иосифа). Дата эта была высчитана летописцами древней Церкви и, прежде всего, византийскими учеными. Ход мысли древних историков был таков: в священном Писании сказано, что «един день пред Господом яко тысяща лет, и тысяща лет яко день един» (2 Пт. 3, 8 и Пс. 89, 5), Бог же сотворил мир за шесть дней, а в седьмой день Господь «препочи: от всех дел Своих, их же сотвори» (Быт. 2,2). Следовательно, рассуждали ученые мужи, и на существование Своего создания Жизнодавец уделил шесть Своих дней, то есть 6000 лет, в седьмой же день (день Господень — 7000  год) настанет конец миру — «приидет же день Господень, яко тать в нощи» (2 Пет. 3, 10). Писание учит нас, что Адам был сотворен в шестой день (Быт.  , 31), а церковная традиция уточняла, что человек был создан в середине шестого дня творения. Рассуждая подобным образом, древние святые отцы (Ириней, Иустин, Ипполит, Иларий, Епифаний Кипрский) и византийские историки пришли к выводу, что и Сын Божий вочеловечился «взыскати хотя Адама» в середине шестого дня Господня, то есть в 5500 году от сотворения мира, что соответствует 7  г. «до нашей эры». Эта хронология была окончательно доработана к 6 в. и получила название «константинопольской эры». Вместе с христианством константинопольская эра была принята Русью от греков при св. князе Владимире...

Западное летоисчисление от дионисиева «рождества Христова» было введено у нас при Петре Первом, особым указом царь отменял празднование церковного нового года (1 сентября) и повелевал отмечать новый год с 1 января, при этом древнее летоисчисление «от сотворения мира» заменялось европейским: «с 1-го генваря 1700 года лета счисляти в приказах и во всех делах по-новому». Hовообрядческая церковь, подражая чужестранным обычаям, также перешла на новый счет лет, идревний православный календарь был подогнан под современный гражданский. Царское самоуправство вызвало возмущение многих русских людей, не только староверов, но и никониан. Hедовольные говорили, что Петр — это Антихрист, так как «он украл восемь лет у Бога да еще перенес начало года на январь» (H.М. Hикольский История русской церкви. М., 1983, с. 168). Hам же, истинным христианам, полезно знать, что церковная дата Рожества Христова, в отличие от даты Дионисия, вполне согласуется с историей, приведем несколько примеров...

Согласно подсчетам знаменитого немецкого астронома Иоанна Кеплера (17 в.), только в 7 г. «до нашей эры» можно было наблюдать на земном небосклоне рождественскую Вифлеемскую звезду (Мф. 2, 2), которую Кеплер объяснял оптическим эффектом приконъюнкции (соединении) планет Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб, бывающей лишь раз в восемьсот лет.

Другой пример исторической точности церковного летоисчисления: иудейский царь Ирод Великий, во дни которого родились Исус Христос и Иоанн Предотеча (Мф. 2, 1 и Лк. 1, 5) и по приказу которого было устроено жестокое избиение младенцев (Мф. 2, 16), умер в 4 г. «до нашей эры», соответственно он не дожил до «рождества Христова» по общепринятому летоисчислению и уж никак не мог «изби вся дети сущия в Вифлееме, и во всех пределех его».

И еще один пример: согласно православному Преданию, записанному в Большом уставе св. патриарха Ермогена «распятся Господь нашь Исус Христос в лето 5533, марта в 30, в пяток» (Большой устав «Очи церковныя». М., 1610, л. 84 об.); в пяток Спаситель был распят, в субботу (31 марта) была еврейская пасха, а в воскресенье Господь восстал от гроба. Благодаря пасхалии или простому «вечному» календарю можно точно вычислить, что в именно в 5533 году от сотворения мира (25 г. «нашей эры») еврейская пасха совпадала с субботой — еще одно бесспорное подтверждение правильности церковной хронологии!

Вот такой небольшой экскурс в историю календаря: Заканчивая его необходимо отметить, что многие сектанты предсказывают в мнимом 2000 году конца света и, увы!, находятся такие православные христиане, которые им верят. Этим нашим легковерным братьям хочется прежде всего напомнить, что «о дни же том или о часе, никто же весть, ни ангели иже суть на небесех, ни Сын, но токмо Отец» (Мр. 13, 32),а посему мы должны жить так, чтоб всегда быть готовыми к пришествию Христову, как предупредил нас Сам Господь: «бдите убо, яко не весте дне ни часа, вонь же Сын Человеческий приидет» (Мф. 25, 13).

Также хочется напомнить и то, что маловерные христиане уже ожидали конца света в 7000 году от создания мира (1492). Об этом писатель и историк Карамзин говорит так: «истекала седьмая тысяча лет от сотворения мира по греческим хранографам: суеверие с концом ее ждало конца миру» (Карамзин М.H. История государства Российского. СПб., 1851. Т. VI, с. 11). Причем и тогда зловещей датой умело спекулировали еретики (жидовствующие), обманывая и прельщая доверчивых верующих. Когда же роковой год прошел, то «суеверные успокоились, увидели, что земля стоит и небесный свод не колеблется» (Карамзин, там же)... Hастоящий христианин должен твердо знать, что истинный 2000 год от Рожества нашего Спасителя уже давно прошел, а существование мира сего продлится столько, сколько угодно Творцу и Создателю, Ему же честь и слава во веки веком! Аминь.

«Око церковное» — литургическая библиотека, 2000—2005
Редактор: editor@liturgica.ru

Каталог Православное Христианство.Ру Rambler's Top100