Око церковное — литургическая библиотека

А.А. Кантер

Об исполнении псалмов 102 и 145, «Блаженн» и тропарей на «Блаженнах» в чине Литургии

В настоящее время наряду с общим возрождением церковной жизни в обществе отмечается рост интереса к проблемам, связанным с литургикой, церковным Уставом, его становлением и развитием. Нет нужды объяснять, что без знания истории богослужебного Устава на сегодняшний день, когда значительная часть нашего былого духовного наследия оказалась весьма прочно забытой, многое в богослужебных чинах Церкви воспринимается формально, поскольку за внешней формой часто отсутствует понимание того внутреннего смысла, которым изначально проникнуты все церковные обряды.

Это печальное обстоятельство, по-видимому, сохраняется и для одних из наиболее часто встречающихся в течение богослужебного года литургических элементов, каковыми являются начальные песнопения Литургии, или Обедницы, а именно: псалмы 102-й («Благослови душе моя Господа»), 145-й («Хвали душе моя Господа»), «Блаженны» («Во царствии Си егда приидеши, помяни нас Господи»001) и тропари на «Блаженнах», — традиционно имеющие неверное толкование, с точки зрения способа их исполнения на богослужении.

Проблема заключается в том, что сегодняшняя богослужебная практика, по всей видимости, существенным образом расходится в данном вопросе, во-первых, с древней практикой (если судить по рукописным источникам XIV—XV вв., содержащим уставные указания на сей счет), во-вторых, очевидно, противоречит стилистике исполнения вообще песнопений подобного рода, что будет видно из дальнейшего изложения.

В современной старообрядческой богослужебной практике вышеуказанные песнопения либо просто читаются псаломщиком (как это имеет место, например, в беспоповских общинах, некоторых южно-русских поповских приходах), либо поются на напевы «самогласных» стихер или подобнов. Последнее встречается в тех поповских приходах, которые опираются на богослужебную традицию, существующую в Покровском соборе на Рогожском кладбище в Москве.

Мы не будем обсуждать здесь проблему чтения 102-го, 145-го псалмов и стихов «Блаженн» на Литургии, т. к. эта практика, очевидно, изначально продиктована стремлением к сокращению богослужебного чина. Она если и может быть отчасти оправдана, то лишь, вероятно, для случаев будничных богослужений (когда не празднуется память полиелеосного святого или святого «с выходом»)002.

Что касается певческого исполнения на Литургии упомянутых двух псалмов, а также стихов «Блаженн» и тропарей на «Блаженнах», согласно образцу рогожской традиции, то данный способ встречает ряд существенных возражений.

Прежде всего, в 3-х рукописных Часословах (XIV и XV вв.) нам удалось обнаружить припевы (!) к 102-му и 145-му псалмам в чине Обедницы. Для 102-го псалма указан припев: «Благословен еси Господи»003; для 145-го: «Славлю Отца и Сына и Святаго Духа [силу]»004. В тех же Часословах и в ряде других имеется припев к стихам «Блаженн»: «Помяни ны [мя] Господи егда при[и]деши [в царствие Си]»005. Из этого можно заключить, что в XIV—XV веках, видимо, еще существовала (хотя и не повсеместно, судя по малому числу памятников с подобными уставными указаниями) практика т. н. стихословия указанных песнопений, т. е. пения (или распевного чтения) стихов псалмов с припевами. Что касается тропарей на «Блаженнах», то в древних Часословах, вышеупомянутых и им подобных, нередко встречается надписание первого тропаря на будничных «Блаженнах»: ирмос (!). Это обстоятельство однозначно указывает на образец и способ исполнения вообще тропарей на «Блаженнах».

Сказанное выше о псалмах Обедницы (как именуются 102-й и 145-й псалмы в старопечатных Часословах) хорошо согласуется с чином пения праздничных и вседневных литургийных антифонов. Поскольку последние по уставу всегда положено исполнять с припевами к каждому стиху006, по аналогии, естественно напрашивается вывод о необходимости припевов также и для псалмов 102-го и 145-го, играющих роль соответственно I-го и II-го антифонов Литургии для большей части дней богослужебного года.

Далее, именно стихословие в качестве способа певческого исполнения для 102-го, 145-го псалмов и «Блаженн» представляется наиболее естественным, т. к. оно присуще вообще песнопениям псалмического характера. В этом нетрудно убедиться, проанализировав зафиксированные в крюковых Обиходах напевы Предначинательного 103-го псалма, «воззвашных» и «хвалитных» псалмов, кафизм, I-й и VIII-й Пророческих Песней, праздничных литургийных антифонов и т. д. Схематично псалмический тип представляется состоящим из 2-ух частей: речитативной (которой исполняются стихи псалма), и более мелизматической (которой поются концы стихов и припевы к ним). Вторая часть несет уже, как правило, рисунок определенного гласа.

Наконец, из истории церковного пения Греческой Церкви, начиная от средневековой Византии и до настоящего времени, хорошо известно деление песнопений на своего рода типы. Они отличаются друг от друга как по технической сложности исполнения и различной степени развития мелизматики, так и по месту их употребления в богослужении. Данное обстоятельство, например, совершенно однозначно исключает пение тропарей канонов (и, стало быть, тропарей на «Блаженнах»), а также псалмов, на напевы «самогласных» стихер и подобнов. Эти группы песнопений исторически и стилистически принадлежат к разным мелодическим классам (псалмодии и гимнографии тропарей канонов и стихер).

С учетом всего вышесказанного можно сделать весьма обоснованное предположение о том, что первоначальным и наиболее естественным способом певческого исполнения 102-го, 145-го псалмов и «Блаженн» в Русской Церкви было стихословие (т. е. речитативное пение стихов с припевами), просуществовавшее, по крайней мере, до начала XV в. В то же время тропари на «Блаженнах», очевидно, исполнялись по образцу соответствующих ирмосов. Таким образом, отчетливо просматривалась преемственная связь с древней Византией в вопросе мелодической иерархии песнопений.

— * —

В результате певческой реформы, произошедшей на Руси во второй половине XV в. и приведшей к значительному усложнению напевов в стилистике знаменного роспева007, очевидно, стало затруднительным исполнять тропари на «Блаженнах» по образцу ирмосов. Вероятно, с этого времени происходит переход от пения их на Литургии к чтению008. Наряду с этим, при надлежащем способе исполнения (т. е. с припевами к стихам) таких объемных песнопений, как 102-й и 145-й псалмы, богослужение становится весьма продолжительным. Нетрудно догадаться, что исчезновение чина стихословия их, скорее всего, произошло в результате стремления к сокращению богослужения. К сожалению, это стремление приходится наблюдать и в современной старообрядческой практике при изучении также и других моментов богослужения, дошедших до настоящего времени в искаженном виде (например, замена Пророческих Песней краткими припевами на канонах утрени в невеликопостный период009).

Пение тропарей и псалмов Литургии на напевы «самогласных» стихер и подобнов представляет собой позднее явление в старообрядчестве, появившееся в Рогожской общине, по словам известного исследователя ее певческой традиции Н. Г. Денисова, в начале XX в., и, по-видимому, оно не имеет под собой авторитетного исторического основания. Это необходимо помнить при попытках возрождения церковной старины в современном богослужении.

— * —

Подытоживая сказанное, думается, не только целесообразно, но и весьма желательно вернуть в современную богослужебную практику исполнение наиболее часто употребляемых в течение года литургийных антифонов в том виде, какой они, очевидно, имели на Руси, по крайней мере, до начала XV в.

Что касается практической реализации данного вопроса, она не представляется неразрешимой задачей. Так, имея напевы «воззвашных» и «хвалитных» псалмов, концов тропарей, аллилуия, «Бог Господь», праздничных антифонов и кафизм, во множестве встречающихся в различных рукописных и печатных крюковых сборниках, вполне можно по аналогии роспеть на все 8 гласов и 102-й, и 145-й псалмы, и «Блаженны» (см. примеры в Приложениях А—В). Постепенно можно будет также расписать в крюковой нотации и тропари канонов на «Блаженнах» по образцу соответствующих ирмосов. А до тех пор вполне возможно сочетать чтение тропарей с пением их концов010 на мотивы, изложенные в крюковых Ирмолоях.

Задача возвращения из небытия нашего утраченного духовного богатства, о котором здесь идет речь, и интересна, и необходима, ибо преследует еще одну чрезвычайно важную цель — активного участия в богослужении по возможности все большего числа молящихся, что вполне соответствует мысли свв. отцов Церкви011 и никоим образом не противоречит церковным канонам012.

В заключение хотелось бы отметить чрезвычайную скудость сохранившихся рукописных памятников, содержащих уставные указания по поводу данного вопроса и ему подобных. В связи с этим, автор был бы весьма признателен всем исследователям русской богослужебной старины, которым посчастливилось бы обнаружить какие-либо дополнительные материалы по затронутой теме.

 

Условные обозначения в ссылках:

 

РГАДА — Российский Государственный архив древних актов.

МГА МИД — Московский Главный архив Министерства иностранных дел.

 

Приложение А. Пример стихословия 102-го псалма и источник, из которого взят образец (Ирмолой)

Стихословие псалма 102 на глас 7

Ирмос 4-й песни

 

Приложение Б. Пример стихословия 145-го псалма и источник, из которого взят образец (Обиход)

Стихословие псалма 145 на глас 7

Бог Господь

 

Приложение В. Пример стихословия «Блаженн» и источник, из которого взят образец (Ирмолой)

Стихословие блаженн на глас 7

Ирмос 3-й песни

 

 

 



001 В данной работе мы ограничиваемся рассмотрением особенностей богослужения по старому, дониконовскому чину, поэтому тексты приводятся в дониконовской редакции (Часослов, 1652).
002 Поскольку богослужение Обедницы мирянским (беспоповским) чином не является Литургией и, соответственно, предполагает меньшую торжественность, то в данном случае, может быть, также уместно именно чтение, а не пение.
003 Часослов с шестодневом (XV в.). РГАДА. Ркп. отд-е б-ки Синод. Тип. Ф. 381. № 48. Л. 24 об.
Часослов с дополнениями (XV в.). РГАДА. Ркп. отд-е б-ки МГА МИД. Ф. 188. № 828. Л. 27 об.
004 Часослов со службами на Господские праздники (XIV в.). РГАДА. Ф. 381. № 46. Л. 34 об.
Часослов с шестодневом (XV в.). РГАДА. Ф. 381. № 48. Л. 24 об., 25.
005 Часослов с Синаксарем на весь год (XIV в.). РГАДА. Ф. 381. № 45. Л. 96.
Часослов (XIV в.). РГАДА. Ф. 381. № 46. Л. 35.
Часослов (XV в.). РГАДА. Ф. 381. № 48. Л. 25 об.
006 Для I-го антифона: "Молитвами Богородицы Спасе спаси нас"; для II-го праздничного: например, "Спаси нас Сыне Божий, преобразивыися на горе (или - молитвами Богородицы - и т. д.), поющих Ти. Аллилуия, аллилуия, аллилуия"; для II-го вседневного антифона: "Молитвами всех святых Твоих Спасе спаси нас".
007 Лозовая И.Е. Проблемы певческого исполнения канона в эпоху домонгольской Руси // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика: Материалы научных конференций / РАМ им. Гнесиных. М., 1994. С. 79.
008 Весьма возможно, что существовала еще практика пения концов тропарей на "Блаженнах", т.к. о подобном способе исполнения тропарей канонов в середине XVII в. упоминает инок Арсений Суханов (См.: Арсений Суханов. Проскинитарий // Правосл. Палест. сборн. СПб., 1889. Т. 7. Вып. 3. С. 218, 237, 242.).
009 Кантер А.А. Пророческие Песни в Иерусалимском уставе дониконовской редакции // Мир старообрядчества: Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований: Материалы международной научной конференции. М: Российская политическая энциклопедия, 1998. Вып. 4. С. 440.
010 См. ссылку 8.
011 Приведем здесь высказывания свт. Иоанна Златоустого и блж. Августина. Так, в беседе на пс. 17 находим у Златоуста: "Отцы установили, чтобы народ, когда не знал всего псалма, подпевал из псалма стих сильный, заключающий в себе какое-либо высокое учение, и отсюда извлекал потребное наставление" (Цит. по изд.: Скабалланович М. Толковый Типикон. (Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира Акц. о-ва печ. и издат. дела Н.Т.Корчак-Новицкаго, 1910). Вып. 1. С. 170.). В сочинении блж. Августина "Исповедь", IX, 7 читаем: "Было установлено пение по обычаю восточных стран, чтобы народ не томился скукою" (См.: Там же. С. 172.).
012 Это видно из толкования Валсамона на 15-е правило Лаодикийского собора, будто бы запрещающее мирянам участвовать в пении в церкви. По объяснению Валсамона, миряне не должны лишь восходить на амвон и предначинать пение (См.: Кормчая книга. М., 1804. Л. 53; См. также: Книга правил святых апостол, святых соборов Вселенских и поместных, и святых отец / Свято-Троицкая Сергиева Лавра. М., 1992. С. 165.).
«Око церковное» — литургическая библиотека, 2000—2005
Редактор: editor@liturgica.ru

Каталог Православное Христианство.Ру Rambler's Top100